2.4. Планирование, регулирование и управление экономикой
2.4.1. Актуализация необходимости и возможности планирования
Замена налогообложения взносами на государственные гарантии и страховое обслуживание поставит государство в ответственное положение.
Станет необходимостью надлежащий учет государством, как страховщиком, содержания страхуемых планов и проектов.
В руках госорганов появится колоссальный массив информации, отражающей подготовку, принятие и исполнение локальных планов и проектов предпринимателями и предприятиями в масштабе страны.
Надлежаще организуя общие справочники и классификаторы, эти массивы можно сводить в интегрированную базу данных, позволяющую масштабно согласовывать локальные планы и проекты.
Станет возможным ставить и решать задачи интегрального планирования, регулирования и управления экономикой.
Государство может и должно организовать извлечение синергетического эффекта от оптимального согласования и учета исполнения страхуемых планов и проектов.
Этот синергетический эффект – базис его производительного участия в экономике.
2.4.2. Культура как фундаментальный объект управления
Скупая статистика цен, продаж и покупок, а также выпуска продукции и затрат ресурсов, поверхностно интерпретируемая как динамика производства, спроса и предложения, на самом деле выражает функционирование, экспансию или отмирание конкретных материальных и духовных культур, реализующих соответствующие системы общественных ценностей.
Между культурами и их вариантами, как объективными сущностями, идет борьба за власть над людьми и обществом.
Вовсе не пресловутый «закон спроса и предложения» управляет рынком.
Спрос актуален, лишь пока соответствующие ценности властвуют над людьми.
Спросы на продукты, а также их цены, подчиняются квантовой логике, — они скачком возникают, скачком меняются и скачком обнуляются в такт с общественными переворотами в составе культур, властвующих над людьми.
Тезис 29. Управление экономикой – это управление экспансиями множества культур, претендующих войти в состав мира реального человека (См. 2).
Ключевым институтом управления структурой ВВП, в этом свете, является надлежаще действующий институт материальной и духовной культуры общества.
Эта культура может быть выражена и воплощаться в жизнь национальной системой стандартов совместного развития, включающей в себя стандарты образа жизни, стандарты жизненного пути и идеального жизнеустройства.
Эти стандарты, как интегральные требования господствующих культур, даны каждому человеку от рождения и в той или иной мере гарантируемы обществом.
Каждый человек, как первичная единица силы и богатства нации, — как ценность, подлежащая реализации, — должен быть рассматриваем в качестве фундаментального национального проекта.
От того, в обличье каких культур массово воспитан, образован и реализован этот проект, зависит сила государства, мощь экономики и счастье людей.
Цель, предмет и методология планирования, регулирования и управления экономикой будут продиктованы необходимостью оптимального исполнения государством роли выразителя, гаранта и страховщика общих условий, норм и правил функционирования и развития культур всех участников экономики.
Эту необходимость все органы и их сотрудники должны непрерывно иметь в виду, чему будут способствовать ограничения их вознаграждений остатками страховых фондов.
Ключевым моментом явится организация правильного целеполагания развития отраслей экономики и общества в целом.
Это целеполагание, в конечном счете, выражается структурой ВВП, показывающей, на что именно ориентирована экономика – на производство пушек или масла, на предметы роскоши или на атрибуты массовой культуры.
Каждая культура предстает перед наблюдателем, как объективно функционирующая система ритуалов, использующих и поглощающих определенные материальные атрибуты (продукты смежных культур) ради реализации некоторых ценностей.
Таковы все ритуалы производства, обмена, распределения и потребления.
Например, конкретная система ритуалов завтрака, обеда и ужина, воспроизводящая такую ценность, как накормленный и готовый к жизнедеятельности человек определенного сообщества, может быть выделена, описана и подвержена планированию, регулированию, обеспечению и управлению, как культура питания данного сообщества.
Аналогично, могут быть выделены, описаны и подвержены регулированию и стандартизации актуальные культуры образования, проживания (жилищно-коммунального хозяйства), спорта и, вообще, деятельности в любой отрасли.
Человека можно рассмотреть как общественное существо, населенное ценностями властвующих над ним культур, определяющих его поведение как творца, семьянина, соратника, гражданина и так далее.
Ценности культур, властвующих над человеком, проявляются в его поведении.
В этом свете, целесообразно сформировать, при учредительном участии Госстраха, общественный Институт Культуры Гармонически Развитого Человека (ГРЧ), отвечающий за разработку и реализацию норм материальной и духовной Культуры ГРЧ.
Разработки этого института, выносимые, при необходимости, на общенациональные обсуждения, должны использоваться в качестве исходных данных при постановке и решении задач управления экономикой, в качестве требований к детализированной структуре ВВП, дающих ориентиры предпринимательской и изобретательской активности.
2.4.3. Интегральная информационная база планов и проектов
Предлагаем идти дальше и глубже кейнсианской экономической модели, практикуемой развитыми странами Запада.
Она отягощена либералистской логикой банковского империализма.
Мало превратить государство в активный регулятор экономики, опекающий тепличные условия для частных инвестиций.
Надо раскрыть его собственную экономическую природу, как комплекса отраслей, ответственно специализированного на расширенном воспроизводстве общих условий, правил и норм развития общества, отвечающего, в том числе, за правильность целей развития экономики.
Это раскрытие дается страховой моделью организации взаимоотношений государственных отраслей со всеми остальными отраслями экономики.
Эта модель заставит государство, в лице всех его органов, формировать и эффективно использовать интегральную информационную базу, учитывающую планы и проекты, разрабатываемые и продвигаемые предприятиями и предпринимателями.
Важно, что в создании и поддержке актуальности этой базы заинтересованы все стороны, становящиеся, в результате, участниками создания и распределения синергетического эффекта от оптимизации взаимосвязей этих планов и проектов.
Создание интегральной базы планов и проектов предприятий и предпринимателей позволит проводить разнообразные исследования и разработки, направленные на системную оптимизацию массива проектов решений, отражаемых этой базой.
Станет возможным и актуальным ставить и решать задачи оптимального планирования, регулирования и управления, а также развивать алгоритмы, информационные технологии, интегральные классификаторы, массивы нормативно-справочной информации и другую технику, служащую решению этих задач.
Отечественные институты экономики и математики, отраслевые НИИ и КБ, а также ВУЗы могут быть привлечены к эффективному использованию уникальной информации в целях получения синергетического эффекта от государственного планирования, регулирования и управления экономикой.
При этом крайне важно критически переосмыслить опыт, достижения и трагические ошибки советского планирования.